Алёна Фроловна (evfimi) wrote,
Алёна Фроловна
evfimi

Почему Христос говорил притчами?

 


 

Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

(Матф.13:34-35)

 

В самом деле почему Господь не говорил с народом прямым текстом, а прибегал к иносказательным образам? Вот, как отвечают на этот вопрос святые отцы Церкви:

«Спаситель излагал Свое учение в форме иносказательных рассказов по нескольким причинам. Во-первых, Он говорил о глубоких духовных истинах, постичь которые было не легко Его слушателям. А конкретный и яркий рассказ, почерпнутый из жизни, мог запомниться на многие годы, и человек, старающийся понять смысл этого рассказа, мог размышлять о нем, углубляться в его содержание и, таким образом, постепенно понять скрытую в нем мудрость. Во-вторых, люди, не вполне понимающие учение Спасителя, могли бы по своему перетолковать его, распространяя его в искаженном виде. Притчи сохраняли чистоту учения Христова тем, что облекали его содержание в форму конкретного повествования. В-третьих, притчи имеют то преимущество перед прямым поучением, что они не только содержат в себе общий Божественный закон, но демонстрируют его применимость, как в частной, так и в общественной жизни. Христовы притчи замечательны еще тем, что, несмотря на прошедшие века, они нисколько не утратили своей наглядности и очаровательной красоты. Притчи являются живыми свидетелями того тесного единства, которое существует между духовным и физическим миром, между внутренней причиной и ее проявлением в жизни». 

Епископ Александр (Милеант)

«Он говорил притчами (...) для того, чтобы сделать Свою речь более выразительной и более запоминающейся и чтобы при помощи образов внушить им опредёленные вещи. Так поступают и пророки».

 (Иоанн Златоуст,  Гомилии на Евангелие от Матфея)

 

«Притчи являются как бы образом вещей невидимых, но, скорее, умопостигаемых  и духовных. Ибо то, чего невозможно увидеть телесными очами разума: посредством вещей чувственных и словно бы осязаемых она прекрасно отображает тонкость умопостигаемого. Поэтому  посмотрим. Какая мысль будет соткана для нас словом Спасителя.  

(Кирилл Александрийский. Ком. на Евангелие от Луки

 

«Ученикам, спросившим Его наедине, говорит: вам есть дано ведати тайны. Но неужели по распределению и назначению от природы одним дано это, а другим нет? Быть не может: но тем дано, как ищущим: ищите, сказано, и дастся вам: а прочих Бог оставил в слепоте, дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного. Впрочем хочешь ли знать, что от Бога дано всем видеть должное? Слушай! Да видяще, — это от Бога, — не видят, — это от злобы их: ибо Бог создал их видящими, то есть, понимающими доброе, но они не видят, смежая очи свои добровольно, чтобы не обратиться и не исправляться, как бы завидуя собственному спасению и исправлению. Можно и так понимать: прочим в притчах глаголю, да видяще не видят и слышаще не слышат, чтобы хотя поэтому обратились и исправились». 

(Феофилакт Болгарский, Толкование Евангелия от Марка)

 

http://pravpritch.ucoz.ru/

 

http://pravpritch.ucoz.ru/

 

Tags: ПРАВОСЛАВИЕ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments