evfimi

Category:

21 июня 2021

45 лет назад в 1976 году вышел один из самых гениальных фильмов о войне. 

Такое кино сейчас просто невозможно. Невозможно потому, что ушло послевоенное поколение, а следующее поколение оценивает и воспринимает Великую Отечественную уже иначе - она для них исторический миф, не пережитый, не прочувствованный. Поэтому возникают помпезные военные боевики с огромным количеством ляпов. 

"Подранки" - кино великое

Подранки — птицы с подбитым крылом.

Эпиграфом к фильму служат слова, сказанные писателем и поэтом Александром Твардовским:

«Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». 

Режиссёр фильма Николай Губенко, как и главный герой картины, потерял отца и мать в начале войны, и попал в детский дом. Поэтому этот фильм в некоторм роде автобиографичен.

Писатель Алексей Бартенев возвращается в город, где провёл детство. Вырос он в детском доме, так как его родители погибли во время войны, когда ему ещё не было и года (отец погиб на фронте, мать повесилась). Алексей очень хочет найти своих двух братьев, которых совсем не помнит. Адрес и судьбу своих родственников он находит в архиве. Сестра Наташа умерла в 1947 году. Старшие братья были усыновлены разными семьями.  Сергей Погарцев, старший брат стал рецидивистом-уголовников- отбывал на момент их знакомства третий срок.  Денис Кусков, средний брат был усыновлён партийным функционером и в отличие от остальных братьев и сестры рос в довольно благополучной обстановке. 

Гениальна роль Евстигнеева. Он играет контуженного старика сторожа в детском доме. 

Всего три эпизода, сыгранные им, а ты его персонажа запоминаешь. Особенно пронзительно звучит его вопрос к учителю: "Скажите, а вас когда-нибудь били?"

На самом деле - это кино о великодушии. О том, что теряется сейчас, чего так не хватает людям. Именно великодушия. Герой Буркова бросает своему нашедшемуся брату: 

"Я знаю зачем ты приехал ко мне, чтобы потешить своё великодушие". 

Но на самом деле он отчаянно нуждается в великодушии брата. Кстати, именно герой Буркова очень ярко выделяется среди братьев,  ему удалось создать образ по-настоящему страдающего от самого себя человека, уникальный образ. 

Фильм не отпускает тебя ни на минуту. Есть эпизоды, которые соотносишь с собой современным. Но, на мой взгляд, самая важная, самая главная минута прожитая в фильме — это сцена, когда учитель, ударивший ученика, уходит в коридор и плачет.  

Эту нелёгкую роль сыграл сам Губенко. И главный герой жалеет учителя. Может быть поэтому он вырастает Личностью, Человеком. Потому что он великодушный человек. Он не пытается научить кого-то, даже своего благополучного и зажравшегося братца, он просто принимает его. 

В финале звучат гениальные строки Геннадия Шпаликова:

 По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.  

Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне.  

Путешествия обратно
Я бы запретил,
Потому прошу, как друга,
Этим не шути.  

А не то рвану по следу,
Кто меня вернёт?
И на валенках уеду
В сорок пятый год.  

В сорок пятом угадаю,
Там, где - боже мой! -
Будет мама молодая
И отец живой.  

Премьера фильма состоялась 20 июня 1977 года.

После просмотра фильма «Подранки» на Канском фестивале прошла пресс-конференция. Среди множества нелепых вопросов прозвучало: 

«Почему вы, русские, продолжаете делать столько фильмов про войну. Вам не надоело?» 

На это Губенко жёстко ответил:

– А про что я должен делать кино, если я родом из этой войны.

#моёлето,#этолето,#кино 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →