Алёна Фроловна (evfimi) wrote,
Алёна Фроловна
evfimi

Categories:

Суриков Василий

Суриков Автопортрет

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

 
Суриков Утро стрелецкой казни
 
  
 Cуриков Василий Иванович (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 года жил в Москве. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов ("Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 года – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887; обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка". 
Суриков Переход Суворова через Альпы
 
  
 
Утро стрелецкой казни, 1881
Третьяковская галерея, Москва
Переход Суворова через Альпы, 1899
Русский музей, Санкт-Петербург
Суриков Взятие снежного городка
 
  
Суриков Боярыня Морозова
 
  
Взятие снежного городка, 1891
Русский музей, Санкт-Петербург
Боярыня Морозова, 1887
Третьяковская галерея, Москва
Суриков Меншиков в Березове
 
  
Суриков Посещение царевной женского монастыря
 
  
Меншиков в Березове, 1883
Третьяковская галерея
Посещение царевной женского монастыря, 1912, Русский музей
Картина "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей) посвящена уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и всё же сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все картины в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.

 

Cуриков Пир ВалтасараCуриков Римский карнавалCуриков Портрет Александры ЕмельяновойCуриков Сибирская красавица Портрет Екатерины РачковскойCуриков Апостол Павел объясняет догматы веры царю Агриппе, его сестре Веронике и проконсулу Фесту
Пир Валтасара
1874
Римский карнавал
1884
Портрет Александры Емельяновой, 1902Сибирская
красавица
, 1891
Апостол Павел объясняет догматы веры Агриппе

 

Cуриков Покорение Сибири ЕрмакомCуриков Генералиссимус СуворовCуриков Портрет княгини ЩербатовойCуриков Портрет Натальи Федоровны МатвеевойCуриков Степан Разин
Покорение Сибири Ермаком, 1895Генералиссимус
Суворов
, 1907
Портрет княгини Щербатовой, 1913Портрет Натальи Матвеевой, 1909Степан Разин
1903-1907

 

Cуриков Боярская дочь

Боярская дочь
Эскиз к картине Боярыня Морозова
 Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Русский музей; " Благовещение", 1914, Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют поздние акварели художника, в особенности созданные в Испании, куда Суриков в 1910 году ездил со своим зятем, художником Петром Петровичем Кончаловским. Здесь Суриков выступает предтечей новых течений в искусстве. В поздние годы художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, и другие картины). Умер Василий Иванович Суриков в Москве 6 (19) марта 1916 года.


Примечание.
1. Клик по миниатюре картины → переход на страницу скрипта изображения, регулировка от 25 до 200%.
2. Клик по названию картины → переход на страницу с изображением максимального размера и описанием.

 

http://smallbay.ru/surikov.html

Tags: Живопись
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments