Алёна Фроловна (evfimi) wrote,
Алёна Фроловна
evfimi

АРХИЕРЕЙ

Архиерей

Для чего мне блог.

Опубликовал Митрополит Игнатий - Март 13th, 2013

– Владыка, уже несколько лет Вы ведете свой блог в интернете. В чем его смысл? Влияют ли Ваши дневниковые записи на Вашу паству? Оказывают ли влияние комментарии в блоге на Вашу деятельность?

bl1

После того, как я открыл блог, на первое же сообщение, последовало много комментариев: не часто все-таки архиереи блоги открывают. В основном это были поздравления и добрые пожелания. Но был среди них один, примерно такого содержания: «Хорошо.  Но если он не сведет все к цитированию Златоуста целыми страницами».

Стало понятно, что о

т меня ждут живого общения с живым архиереем. А живой архиерей, он не должен прятаться за даже Златоустом. Он должен писать то, что сам пережил, о чем сам думает и что сам чувствует. Т.е. оставаться таким, какой есть, потому и блог мой вот такой. Возможно, кто-то ожидал большего или иного, и, в конце концов, блог ему наскучил. Многие перестали принимать в нем активное участие. Многие остались (судя по посещениям), но активно не участвуют. Кто-то уча

ствует активно.

В блоге я не ставлю перед собой цели миссии или катехизации. Если это и происходит, то само собой. Просто пишу о чем думаю, что нравится, чем хотелось бы поделиться с другими. Рад, когда находятся «синтонные» читатели  (т.е. люди одного с тобой «внутреннего тона» — превосходный термин Кречмера). Рад, когда за интернет-строкой вдруг засветится человек…

А комментарии в блоге читаю очень внимательно: и интересно, и полезно, и поучительно.

http://blogs.pravostok.ru/vladyka_ignaty/

Почему теряется связь с Богом?

 

 В одном из комментариев прозвучал вопрос: «Нам так не хватает настоящих живых отношений с Богом. Почему  Сизифтеряется связь с Ним? Вот ходит человек в церковь, молится, причащается. Но… Не покидает чувство, что самое главное в твоей жизни не происходит. И это чувство с некоторой поры нарастает, как снежный ком и не дает покоя. Как жить с этим?»

Да, нам так не хватает настоящих живых отношений с Богом. 

Не хватает… очень не хватает…

«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин. 1,15), Он — Истина, Он — и путь к Ней, Он — жизнь и То, что наполняет эту Жизнь смыслом. По Своем воскресении Он заповедовал нам радоваться, потому что Он с нами «во все дни до скончания века» (Мф, 28,20).

И вот, кто с этим соприкоснулся хоть раз, пережил эту связь, а потом утерял ее, утерял вместе с нею, кажется и смысл существования. Не покидает чувство, что самое главное в твоей жизни, — общения с Богом, — не происходит. А зачем жить, если Бога нет в душе?

Нет, конечно, мы — христиане и понимаем, что жить нужно, и будем жить до тех пор, пока Господь не призовет. Но жизнь без света, без любви, без радости невмоготу, поэтому начинаем ходить в храм, или чаще ходить, причащаться, или чаще причащаться, устанавливать себе большие молитвенные правила, или испрашивать их у духовника. А Бога в душе нет как нет. И это чувство с некоторой поры нарастает, как снежный ком и не дает покоя.

Как жить с этим?

Об этом поговорим в следующе сообщении, а здесь попытаемся ответить на другой Ваш вопрос: «Почему теряется связь с Ним»?

А она не теряется, никогда не теряется. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28,20), — перед тем, как оставить землю Спаситель произнес эти последние Свои слова. И оставил — телесно, а духовно пребывает с нами неизменно. И ничто не может изменить Его отношения к нам, «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8,38).

Но все же, почему не покидает чувство богооставленности… почему оно с некоторой поры нарастает, как снежный ком и не дает покоя? Ведь, если Господь со мной, я же должен это чувствовать, ведь так?

Нет, не так. Не всегда ощущается Его присутствие, и это происходит (или, вернее, этого не происходит) по разным причинам:

- «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3,20). Обращаясь к нам, Бог  шепчет голосом любви, говорит голосом совести и кричит голосом страданий, но, чаще всего, первого не понимаем, второй стараемся заглушить, от третьего избавиться;

- «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Исайя 59:1—2). Здесь вторая причина: не может благодать Святого Духа пребывать в той душе, где господствует грех, где нет желания и стремления от него избавиться;

- завершился период призывающей благодати. В жизни каждого бывают такие периоды, когда Господь посещает такой благодатью (я писал немного об этом http://blogs.pravkamchatka.ru/wordpress/?p=289#more-289 ), а затем ею отступает, чтобы научились двигаться сами. Часто, чисто по-человечески, мы считаем: если Бог есть Любовь и Он рядом, то душа наша должна переполняться любовью, если Бог есть Свет, то светом, если Бог есть Спаситель, то душа должна ликовать от радости вечного спасения. Так и должно быть, если по-человечески. Но Господь часто действует по-другому: будучи всегда близко, никак Себя не являет. Трудно, невыносимо, а Он не являет, изнемогаем, вот-вот готовы упасть – а Его как бы и нет. А Он просто дает возможность самим выдержать жизненные испытания, преодолеть их. И укрепиться через то в вере, и в разум истины прийти. Самим.

- и еще: напомню известную притчу. Умирал человек, и в последние минуты ему представилась вся его жизнь в виде песчаной дороги к  безграничному морю. На небе мелькали картины из его жизни, и, после каждой из них, он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Оказавшись у самой воды, он оглянулся назад и увидел, что в самые тяжёлые и несчастные времена  его жизни только одна цепочка тянулась по песку. Больно стало, возникло дерзновение спросить Господа: «Почему Ты покидал меня, когда я больше всего в Тебе нуждался»?

«Да, — отвечал Господь, — в самые тяжелые времена на песке, действительно, оставалась одна цепочка следов. Но это были Мои следы: в те времена Я нес тебя на руках».

Часто нам, действительно, не хватает настоящих, живых отношений с Богом. Таких, которых хотели бы мы; в нашем понимании настоящих, в нашем понимании живых. Но Господь выстраивает их по-Своему, по-Божески: ко спасению каждого. Он Премудрый, и знает, как это сделать, Он всесильный, и может это сделать. Он знает всех и не имеет нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знает, что в человеке (Ин. 2,24-25). Потому Своим промыслом определяет путь каждого по его мере.

А все же, Как жить с этим?

К этому вернемся в одном из ближайших сообщений.

ПРОДОЛЖИМ.

Церковь – это Тело Христово. Молитва – предстояние пред Господом, живое и настоящее, пред Живым и Настоящим. Причастие – соединение с Ним, да такое, что мое тело, уже не мое только, а и Его тоже, моя кровь – не только моя, а и Его, и дух – Дух, и душа – Душа.

Примерно так, как пишет прп.Симеон Новый Богослов. Причастившись: «Я сижу на деревянной скамейке, гляжу на эти дряхлые руки, на это стареющее тело и вижу с ужасом, что это руки Божии, потому что причащением это стали уды Христовы; и взираю вокруг себя на убогую келью – смотри: она больше небес, потому что небеса не содержат Бога, а она содержит Бога, Который плотью, через меня, находится здесь… И моя келья раздвигается. И она шире Вселенной».

И, если этого нет, значит, действительно, самое главное в твоей жизни не происходит. А должно происходить, ведь сказал же Господь, что остается с нами всегда и везде.

В одном из предыдущих постов я писал о возможных причинах такого «окамененного нечувствия». Не всех, конечно, лишь о некоторых. Одна из которых, возможно, и смущает вас.

Как жить с этим ? – спрашиваете Вы. Иногда – нужно смириться и жить с этой болью кажущейся богооставленности, держа перед мысленным взором те слова Спасителя. Иногда из последних сил. Часто именно в такие часы-дни-недели-месяцы и сокращается расстояние между Богом и человеком: чем выше скорбь, тем ближе Бог.

Но сейчас я хотел бы говорить не об этом. А о том, как теряется живая связь с Богом, и как обретается вновь. Опять же, иногда. Иногда мы очень хотим быть с Ним, слишком хотим и настолько слишком поглощены этим желанием, что собственно Бога, стоящего рядом и терпеливо ожидающего, когда же мы, наконец, обратим свой взор на Него, не видим. Об этом писал митрополит Антоний Сурожский. Не нашел, к сожалению, ссылки именно на этот фрагмент, посему приведу его полностью.

Вскоре после моего рукоположения пришла ко мне старушка, говорит: “Вот уже много лет я занимаюсь постоянно Иисусовой молитвой, и никогда Божьего присутствия ощутить не умела; что же мне делать?” Я ей посоветовал то, что мне казалось очень разумным: обратиться к кому-нибудь, кто умеет молиться. Она мне в ответ: “Да я всех спрашивала, кто знает, и ответа не получила, так я решила вас спросить…” Ну, утешительно было.

Я тогда ей сказал по простоте: “Как вы думаете – когда же Богу слово вставить, если вы все время только и делаете, что говорите? Вы бы помолчали перед лицом Божиим”. – “А как это сделать?” Говорю: “Вот утром проснетесь, приберетесь, позавтракаете, уберете свою комнату, а потом сядьте поуютнее перед своей лампадой в комнате и занимайтесь вязанием перед лицом Божиим, только не молитесь , а просто сидите в сознании, что и вы тут, и Бог тут”.

Через некоторое время приходит моя старушечка и говорит: “Знаете что, на самом деле что-то выходит!” Я спросил: “А что именно?” И она рассказала, как она убрала свою комнату, уселась в кресло, начала вязать и впервые после многих лет начала озираться вокруг не для того, чтобы что-то сделать, а просто посмотреть; и впервые после многих лет она увидела свою комнату не как место какой-то отчаянной деятельности, а просто как место покоя, где она живет – светлое, тихое, чистое, привычное, с лампадкой. Тихо стало вокруг, и у нее стало как-то тише в голове; стала вязать и прислушиваться к тому, как звякают спицы по ручкам кресла. От этого еще как-то тише стало в комнате. Так она молчала, и вязала, и радовалась душой на тишину, в которой сидела. А потом эта тишина начала в нее как-то постепенно вливаться. Ей стало тише и тише, телесно, душевно. “А потом, – сказала она, – не знаю, как это объяснить, но я почувствовала, что то молчание, та тишина, которые царствуют вокруг – не просто отсутствие шума, а присутствие какой-то сущностной тишины, и что в сердцевине этой тишины – Бог”.

Может быть, это большое-большое желание в молитве непременно почувствовать Бога, в причастии ощутить Его благодать, а в Церкви – Его явное присутствие и мешают Вашей с Ним встрече?

Поразмыслите. Если так – готов этот разговор продолжить.

http://blogs.pravostok.ru/vladyka_ignaty/2013/03/01/kak-zhit-s-etim/

Tags: ПРАВОСЛАВИЕ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments