evfimi

Categories:

Что такое Храмовая гора?

Святое для верующих нескольких религий место в Иерусалиме  регулярно появляется в новостях в связи с очередными на нём  столкновениями. 

Что такое Храмовая гора? Почему она так называется и как она стала точкой постоянной напряжённости?

Столкновения на Храмовой горе: что за ними стоит? 

Что такое Храмовая гора?

Это  возвышенный участок прямоугольной формы в Иерусалиме, доминирующий над  остальными кварталами Старого города. На нём расположены два здания  «Купол-над-Скалой» — здание с большим позолоченным куполом и мечеть  Аль-Акса. На западном склоне горы находится Стена плача — одна из  главных иудейских святынь.

Она называется Храмовой, потому что там мечети?

Нет.  Название произошло от ныне утраченного Иерусалимского храма — главного  иудейского святилища Ветхого Завета. Во время эпидемии, поразившей  жителей Иерусалима, царь Давид (Х в. до н. э.) купил у местного жителя  участок земли, в центре которого возвышалась гора Мориа, и построил на  нём жертвенник Господу. После того как царь принёс здесь жертвы,  эпидемия прекратилась. При его сыне Соломоне (ок. 970–930 гг. до н.э.)  на горе был построен храм, который стал сакральным центром древнего  иудейского культа.

Храм — это просто здание типа современных соборов?

Нет.  Это был грандиозный комплекс, «город в городе», который включал в себя  множество функциональных пространств, смежных помещений и занимал  значительную площадь. Храм неоднократно перестраивался и в буквальном  смысле восставал из руин. Он был полностью уничтожен вавилонянами в 586  году до н. э. и отстроен заново уже во время персидского владычества в  516 г до н. э. Его последняя масштабная реконструкция была предпринята  царём Иродом в 22 году до н. э.

Как храм в итоге пропал с горы?

Во время первой  Иудейской войны, в 70 г., после захвата Иерусалима римлянами храм был до  основания разрушен и сожжён. От него осталась лишь несколько построек, в  том числе Западная стена, известная сегодня как Стена Плача, которая до  сегодняшнего дня остается основной иудейской святыней.

А как здесь оказались мечети?

После  захвата Иерусалима арабами в 638 году происходит возрождение  сакрального статуса Храмовой горы. В исламской религиозной топографии  она связывается как с находившимся здесь Иерусалимским храмом, так и  местом, где Ибрагим (в библейской традиции Авраам) собирался принести в  жертву своего старшего сына Исмаила, рождённого от наложницы-египтянки  (в Библии Авраам должен был принести в жертву своего сына от законной  жены Сарры — Исаака). Символическим восстановлением Иерусалимского храма  стало строительство в 687–-691 гг. на горе т. н. «Купола-над-Скалой»,  или Куббат ас-Сахра, — здания с позолоченным куполом. Оно образует  единый архитектурный комплекс с мечетью — Аль-Акса.

Об Аль-Аксе часто говорят в новостях о столкновениях. Почему?

По  сравнению с Куббат ас-Сахра Аль-Акса имеет более скромные формы, но  превосходит её по своему священному статусу. Мусульмане верят, что в это  место пророк Мухаммед был в 620 году перенесён из Мекки и отсюда  вознесся на небеса. С тех пор мечеть Аль-Акса, а вместе с ней и вся  Храмовая гора, стала третьей по значению святыней мусульманского мира —  после Мекки и Медины, связанных непосредственно с проповедью пророка  Мухаммеда.

С иудеями и мусульманами понятно. А какое отношение к Храмовой горе в христианстве?

Христианство  не унаследовало от Ветхого Завета отношения к Храмовой горе как к  уникальному месту. В разговоре с самарянкой Иисус Христос недвусмысленно  отвергает необходимость привязки богопочитания к конкретному месту. На  вопрос, где следует поклоняться Господу — на горе Гаризим, как это  делали самаряне, или в Иерусалимском храме, Он отвечает: "Поверь Мне,  что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете  поклоняться Отцу <...> настанет время, и настало уже, когда  истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин 4:21–23)".  По этой причине в византийский период истории Ближнего Востока Храмовая  гора пребывала в запустении и впоследствии не играла важной роли в  христианской культуре и традиции.

Но ведь гора непосредственно связана с евангельскими событиями?

Да,  она тесно связана с событиями из жизни Иисуса Христа, Который со Своими  учениками неоднократно бывал в Иерусалимском храме, Богородицы, которая  в детстве, по преданию, вошла сюда во Святая святых — священное место,  куда мог только раз в год заходить первосвященник, а также с началом  истории ранней христианской общины: первые христиане из иудейской среды  продолжали собираться здесь, в «притворе Соломоновом». В этом смысле  гора имеет для христиан значение как место, хранящее воспоминания о  земной жизни Спасителя, Богоматери, апостолов и первых шагах  новозаветной Церкви.

Что случилось с Храмовой горой в XX веке?

До  начала XX века территории современных Израиля и Палестины входили в  состав Османской империи. После поражения Османской империи на Ближнем  Востоке в ходе Первой мировой войны Иерусалим перешёл под контроль  британских оккупационных властей. До 1948 года Храмовая гора находилась  под надзором специально созданного британцами органа — Исламского  религиозного комитета, которому было передано на гору право вакфа, или  вакуфа, — так в мусульманских странах называется земля, предоставленная в  виде дара религиозному или благотворительному учреждению, свободная от  налогов и неотчуждаемая.

Как повлияли на Храмовую гору арабо-израильские войны?

После  первой арабо-израильской войны 1948–1949 годов Иерусалим был поделён на  Западную и Восточную части. Восточный Иерусалим и весь Старый город  перешли под контроль Иордании. По результатам Шестидневной войны 1967  года Израиль объединил обе части Иерусалима под своей властью.  Одновременно было подтверждено право вакфа Исламского религиозного  комитета на Храмовую гору. Гарантом сохранения этого статуса выступило  Иорданское королевство.

Кто может молиться на Храмовой горе, а кому это запрещено?

В  1994 году по условиям израильско-иорданского мирного договора Иордания  получила статус защитника исламских святынь в Иерусалиме. В 1993–1995  гг. в Осло были подписаны палестино-израильские соглашения, в  соответствии с которыми право контроля над Храмовой горой получили  палестинцы, а ответственность за поддержание порядка и безопасности на  горе и примыкающих к ней участках была возложена на Израиль. По  достигнутому статус-кво молиться и совершать религиозные обряды на  Храмовой горе имеют право только мусульмане. Представителям других  религий разрешается посещать гору в определённые часы, но запрещается  демонстрировать любые религиозные символы и предметы культа.

Но если все договорились между собой, почему Храмовая гора остаётся точкой конфликта между израильтянами и палестинцами?

Договорились о статусе Храмовой горы, но сам конфликт сохраняется.  Историческая память, в которую вплетена драматическая история целых  народов, регулярно подпитывает национально-религиозную и политическую  напряжённость на Ближнем Востоке. И хотя фактическим центром  противостояния является, как правило, сектор Газа, гора нередко  становится его символическим центром: вокруг неё сконцентрированы  сакральные смыслы мировых религий и многих поколений людей, в разные  времена населявших эти земли. Это своего рода клапан, который срывает,  когда температура конфликта достигает точки кипения.

https://foma.ru/stolknovenija-na-hramovoj-gore

#сновавесна

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded