evfimi

Categories:

Московский трамвай вчера и сегодня

А вагоны раскачиваются, направо и налево, как кинолента рассвета раскручивается неторопливо,

так  трамваи возникают из-за деревьев...

27-му маршруту более ста лет – это первый трамвайный маршрут Москвы!  

В 1886 году из центра города от Страстного монастыря по Долгоруковской и  Новослободской улицам к Бутырской Заставе (ныне метро «Савёловская») и  далее к Петровской академии (ныне МСХА имени К. А. Тимирязева) была  запущена конка. Фактически столица заканчивалась тогда сразу за Садовым  кольцом, и уставшие лошади тащили по рельсам неотапливаемые, тёмные  вагоны через леса и поля. В дождливую погоду конка вязла в непролазной  грязи, а сквозь щели в окнах задувал ветер. 

В 1891 году конку было  решено заменить на паровой трамвай. «Паровичок», как ласково прозвали  его москвичи, больше походил не на трамвай, а на небольшой поезд. Пять  – шесть вагонов тянул за собой источавший клубы дыма паровозик, а когда  он подъезжал к остановке, то протяжно сигналил. Проезд в «паровичке» был  недешёвый: билет стоил 10 копеек, а за те же деньги в то время можно  было пообедать. 

Через 8 лет в апреле 1899 года вместо «паровичка» от  Бутырской заставы до Петровского парка был запущен первый в Москве  электрический трамвай.

По пути движения трамвая находится историческая чугунная остановка,  которая была построена ещё в конце 1890-х архитектором Францом  Андреевичем Когновицким.

Она признана объектом культурного наследия, а недавно была отреставрирована.

Старый трамвай на Шоссе Энтузиастов, 1988г.
Старый трамвай на Шоссе Энтузиастов, 1988г.

Несколько лет назад в Москве по своим маршрутам отправились трёхсекционные низкопольные трамваи нового поколения «Витязь-М», которые пришлись по душе горожанам: вагоны адаптированы для проезда маломобильных пассажиров; не мешают жителям домов, расположенных вблизи трамвайных путей, а шум и вибрация при движении вагонов сведены к минимуму. Салон оборудован  системой климат-контроля, спутниковой навигацией, камерами  видеонаблюдения, безплатным Wi-Fi, а также USB-разъёмами для зарядки  мобильных устройств.

Самый известный трамвайный маршрут в Москве  обозначается буквой «А», а в народе зовётся «Аннушка». Появился он более  100 лет назад, в 1911 году.

Сегодня он проходит по центру Москвы от Чистых прудов до Калужской  площади, но изначально трамвай ходил по всему Бульварному кольцу,  которое в те времена называлось «Кольцо А», что и дало ему имя. Этот  маршрут москвичи любили и даже посвящали ему стихи: 

«Аннушка, Аннушка,  Аннушка-вострушка,

Сколько мы с тобою провели минут!

Дорогая Аннушка, ты  уже старушка,

С каждым днём короче твой маршрут…» 

Н. Богословский

На  этом маршруте в годы Первой мировой войны работал кондуктором и  вагоновожатым великий русский писатель Константин Паустовский, о чём он  поведал читателям в своей автобиографии «Повесть о жизни».

Век нынешний и век минувший

Старый трамвай московский - капелька кровяная...
В сердце дрожит, трясётся... Ключик в замочке от рая...

Александр Смирнов 

Рижский трамвай РВЗ-6, 1960-66 годы
Рижский трамвай РВЗ-6, 1960-66 годы

Всю партию этих трамваев в качестве братской помощи передали в Ташкент пострадавший от землятрясения в 1966 году.

Маленькая ода трамваю

Он не бежит – летит путями улиц,

Овеян снежной пылью и дождём,

И если вы тотчас не улыбнулись,

То ничего, мы с этим подождём.

Троллейбуса, воспетого Булатом,

Никак он не беднее, наш трамвай,

Осыпь меня хоть серебром, хоть златом,

Скажу ему: "Прокатимся, давай!"

И вспомню дней счастливых средостенье,

Когда мы были зелено юны,

И повторю без всякого стесненья:

"Греми сильней, тебя подхватим мы!"

Антон Васильев-Макаренко

#сновавесна

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded