evfimi

Category:

Неделя о мытаре и фарисее

Первая подготовительная неделя к Великому посту.

В  эти дни, когда православные готовятся к приближающемуся Великому Посту,  Церковь вспоминает притчу о Мытаре и Фарисее. Эта короткая, всего в  несколько фраз притча находится в Евангелии от Луки: 

"Фарисей,  став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как  прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь  же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в  грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
Сказываю вам,  что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий,  возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится
" (Лк  18:11—14).

*****
Прочла в паутине.

Плачешь ли о своих грехах как мытарь, смирен ли?
– Да плачу и смирен, не то, что некоторые, вон стоят впереди и бахвалятся своими добродетелями, а сами суть фарисеи.
Значит, мнишь себя мытарем?
– Что значит, мню. Мытарь и есть, смирен и плачу, а эти вон, ты только погляди, фарисеи.
А если я тебе скажу, что ты и есть фарисей, что мне ответишь?
– Со смирением отвечу, что ошибаешься, мытарь я, мытарь.

Лука  вообще более других евангелистов склонен делать акцент на сострадании  Господа к потерянным и заблудшим, к тем, кого осуждает и отвергает  «приличное общество». 

Мы, современные читатели, видим здесь,  прежде всего, осуждение фарисея – для нас само это слово означает  «религиозный лицемер». Но во времена Господа фарисеи – это просто люди,  которых отличала особенная набожность, у кого-то – фальшивая и показная,  у кого-то – вполне искренняя. И здесь Господь не говорит, что фарисей  осуждён – он говорит, что мытарь «оправдан более». 

Мытарь для  слушателей Господа Иисуса – пример явно дурного человека. Это  коррумпированный сборщик налогов на службе у римских оккупантов. Его  презирают и ненавидят все честные люди. И именно он идёт в свой дом  «более оправданным».

Почему? Потому что он знает за собой, что  он дурной человек, которому не на что рассчитывать, кроме незаслуженной  милости Божией. Поэтому он и готов её принять.

Почему важно не  считать себя достойным? Чтобы открыться милости Божией. Церковь говорит о  Боге: «Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно». 

Французский  писатель Жорж Бернанос в «Дневнике сельского священника» пишет:  

«Достаточно знака, взгляда, немого зова, чтобы прощение ринулось на нас с  небесных высот, как орёл». 

Господь готов помиловать и самого  дурного человека. Беда в том, что человек по гордыне и неверию сам  отгораживается от милости Божией. 

Невозможно помиловать того,  кто полагает, что не нуждается в милости, как невозможно накормить того,  кто не голоден, или исцелить того, кто не болен. Поэтому в Церкви  молятся на неделе о мытаре и фарисее: 

«Потщимся (т. е. постараемся) подражать фарисеевой добродетели и мытареву смирению».

Сергей Худиев


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded