evfimi

Categories:

Пророчество о судьбе Петербурга и России

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

В 2016 году исполнилось 150 лет выхода в свет в 1866 году самого петербургского романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Это роман о Петербурге, символ и судьбу которого воплощает его главный герой – Родион Раскольников. Он герой-идеолог петербургского периода русской истории, эпохи своеволия и восстания против Бога. Всё в романе вращается вокруг главного героя – Раскольникова, и служит познанием тайны его личности, судьбы, спасения души. Роман «Преступление и наказание» – это христианская трагедия, по словам Георгия Федотова. И как трагедия христианская, он делится на несколько периодов в судьбе главного героя. Это вынашивание им идеи и само преступление – убийство, которое становится наказанием, затем искупление и наконец, воскресение его для новой жизни.

Этот роман стал также пророчеством о судьбе Петербурга и России. Фамилия главного героя является символом раскола, который произошёл в петербургский период истории по воле Петра I. Раскол и «двойничество» входит в стихию русской души и в судьбу России со времён Петра. Народный идеал Святой Руси сменяется в петербургский период другим идеалом Великой Империи европейской России. Место Святой Руси в душе русского народа в петербургский период занимает теперь страна «святых чудес» – Европа.

В романе «Подросток» Ф.М.Достоевский показывает один из символов Петербурга в лице Версилова. Версилов – русский европеец, представитель оторванного от национальной и религиозной почвы, представитель высшего культурного слоя Петербургской России. Он «скиталец с мировой тоской», его душа раздвоилась, и поэтому он сам признаётся, что у него две родины. 

«Русскому Европа также драгоценна, как и Россия; Каждый в ней мил и дорог. Европа также была Отечеством нашим, как и Россия. О, более! Нельзя более любить Россию, чем люблю её я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровище их наук и искусство, вся история их – мне милей, чем Россия».

Ф.М.Достоевский, как и славянофилы, считал, что Пётр I совершил грех перед Церковью и исторической России. «Русская Церковь в параличе со времён Петра», писал он. По мнению писателя, Пётр оторвал Россию от исторически-национальной почвы, от её религиозного призвания и Россия повисла над бездной. Поэтому Петербург для Ф.М.Достоевского является «самым фантастическим городом, с самой фантастической историей из всех городов земного шара». Он безпочвенный, умышленный и даже роковой для России город.

«Несчастье обитать в Петербурге, самом отвлечённом и умышленном городе на всём земном шаре», говорит герой в «Записках из подполья». Герои Ф.М.Достоевского томятся, постоянно бродят в Петербурге, часто без цели по улицам и площадям. Они чувствуют, как и Родион Раскольников «необыкновенную потребность уединения», испытывая какое-то мучительное напряжение и безпокойство в душе. Показательна характеристика Петербургу в романе «Преступление и наказание», которое даёт ему один из героев романа Свидригайлов: 

«… это город полусумасшедших. Если бы у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко, где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем, это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всём».

Это перекликается с другой характеристикой, данной Петербургу в романе «Подросток». В нём рассказчик говорит: 

«Мне сто раз, среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая грёза: "А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне? Кто-нибудь вдруг проснётся, кому всё это грезилось – и всё вдруг исчезнет"».

Именно в таком городе «где найдётся столько мрачных, резких и странных влияний» и родились идеи Раскольникова о праве на убийство и пролитие крови «по совести». Поэтому воскрешение его души происходит вне Петербурга в далекой Сибири, в глубине России. «Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли ещё века Авраама и стад его».

Неслучайно, поэтому Иван Аксаков, известный русский славянофил и писатель, говорил и писал Ф.М.Достоевскому «Первое условие для освобождения в себе пленённого чувства народности – возненавидеть Петербург всем сердцем своим и всеми помыслами своими». Эти мысли И.Аксакова как не странно перекликаются с мнением западника Герцена

«Любить Петербург нельзя, писал он…. в судьбе Петербурга, есть что-то трагическое, мрачное и величественное. Это любимое дитя северного великана, гиганта, в котором сосредоточена была энергия и жестокость Конвента 1793 года и революционная сила его, любимое дитя царя, отрекшегося от своей страны для её пользы и угнетавшего её во имя европеизма и цивилизации».

Ф.М.Достоевский несомненно пророчески предчувствовал и предвидел ту роковую роль, которую сыграет Петербург в судьбе России. Он на себе испытал духовные и идейные влияния Петербурга в лице воинствующего атеиста Белинского, который, по словам Ф.М.Достоевского ругал при нём Христа, пытаясь разрушить в нём веру и сделать атеистом. Ф.М.Достоевский также испытал влияние в кружке «петрашевцев», особенно в лице Н.Спешнева, которого он называл «своим мефистофелем». Н.Спешнев был атеист, он, как и другие «петрашевцы», мечтал о социализме и революционном переустройстве общества. «Каторга спасла меня, иначе я преобразился бы в европейского либерала», говорил Ф.М.Достоевский. Действительно Фёдор Михайлович, как и его герой Раскольников, освободился от влияния Петербурга лишь на каторге, в глубине России, где встретился с простым народом, страдающим и верующим во Христа. «Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит его по-своему, то есть до страдания», напишет он впоследствии.

Достоевский предвидел, что Петербург, построенный Петром наперекор исторической России, несёт в себе потенциально идеи своеволия, атеизма и богоборчества, которые подтолкнут народ к революции, к восстанию против Бога и погубят Россию. 

Он показывает и предсказывает это через пророческие сны Раскольникова на каторге. В них открывается картина всемирной катастрофы, постигшей человечество, ставшего на путь своеволия и богоборчества, отрекшегося от Христа и безсмертия. 

«Ему грезилось в болезни, будто весь мiр осуждён в жертву какой то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубин Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма не многих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бэсноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как считали заражённые. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то безсмысленной злобе… Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало…»

Ф.М.Достоевский пророчески сумел предвидеть, ту трагедию богоборчества, которое произойдёт в России, а затем и во всем мiре в 20 веке. Человечество окажется под властью тёмных демонических сил, которые овладеют душами, сердцами людей и народов, отрекшихся от Христа и спасения. Прежде всего это произойдёт в Петербурге и в России в 20 веке.

«Преступление и наказание» станет в 20 веке историей как Петербурга так и России

Революция 1917 года, начнётся в Петербурге как своеволие и анархический бунт против царя .Она станет преступлением и богоборчеством, отречением не только от царя, но и от Бога и самой историческо-национальной России. Марксизм и большевизм соблазнят народ на преступления, разожгут классовую ненависть и красный террор. Ритуальное убийство царской семьи Николая II, станет символом революции как преступления и бесовской одержимости её участников.

С падением царской власти в марте 1917 года закончится история Петербурга как столицы Российской Империи. «Петербург умер и не воскреснет!», писал в это время Георгий Федотов

После падения царской власти, когда «бесы революции» захватили власть, из Петербурга бежали все. Уже к концу 1917 и началу 1918 года Петербург стал страшным, опустевшим, замёрзшим и умирающим городом. В результате революции Петербург потерял своё название уже в 1918 году его назовут городом так называемой «Северной коммуны», а с 1924 года он будет обьявлен Ленинградом. Именами революционеров, совершивших множество преступлений, станут переименовать улицы, площади и проспекты города. Петербург, породивший революцию, как и предсказывал Ф.М.Достоевский, станет роковым для судьбы России в 20веке. За многочисленными преступлениями революции последует и наказание в виде ГУЛАГа, Великой Отечественной войны, которая станет искупительной», унесшей более 30 млн. человек.

В годы войны блокадный и голодный Ленинград станет – «городом мёртвых», таким будет тяжкое «наказание за преступления» совершённые в годы богоборческой революции и советской власти. 

За искупительными страданиями, перенесёнными в годы красного террора и блокады последует Воскресение. Оно начнётся в 1988 году в год Тысячелетия Крещения Руси. С этого времени откроется эпоха Православного Возрождения России. 

В августе 1991 года в Праздник Преображения Господня падёт богоборческая власть, Россия и Церковь, наконец, обретут свободу. Миллионы людей в нашей стране вернутся ко Христу и Церкви, начнётся второе Крещение Руси. Город на Неве вновь обретёт имя своего небесного покровителя – святого апостола Петра и станет Санкт-Петербургом.

Николай Симаков

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded