evfimi

Categories:

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя  о Мытаре и Фарисее – так называется первая приготовительная к  Четыредесятнице неделя по Евангельской притче о Мытаре и Фарисее (Лук,  18; 10 - 14), которая читается на литургии в это воскресение.

Об  этой притче сказано многое, и сонм святых отцов посвятил этой теме свои  проповеди. Звучат проповеди в церквях, и сейчас в устах современных  священников, но вот что удивляет меня: традиционно фарисей изображается,  как человек богатый, а мытарь, напротив – бедный. Порой на фресках,  иконах и иллюстрациях его рисуют в убогом, едва ли не в заплатанном  рубище, а иногда и босым.

Но эта картина совершенно не  соответствует истине. Мытарь в Древней Иудее – это человек, который  занимался сбором податей и налогов. Часто был не просто богат, а богат  чрезвычайно. Мытарей, естественно, не любили, осуждали, завидовали,  называли предателями и гнушались общения с ними. Это было не  удивительно, ведь мытари находились на службе у римского императора,  поработившего в тот момент Иудею. А деньги мытари взимали со своих  соотечественников в пользу захватчиков-римлян. Порой мытари  злоупотребляли своим положением и обвинялись в лихоимстве, во всяком  случае, об этом им прямо указывает Иоанн Креститель, когда те приходят  креститься к нему на Иордан и спрашивают как им спастись. – «Ничего не  требуйте более определённого вам» – говорит Предтеча (Лк, 3;13), и по  его словам понятно, что мытари этим явно грешили.

Другой пример  мытаря – евангельский Закхей. Он настолько зажиточен, что может щедро и  без особого убытка раздавать своё богатство: «Половину имения моего я  отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк, 19;8) –  говорит Закхей Христу, когда тот обратился к нему. И после такого  раздаяния у Закхея вполне хватает средств устроить огромный пир для  Господа и для всех желающих.
Следовательно, мытарь – богат и богат весьма значительно.

Итак,  по словам притчи, в церковь пришли два богатых человека: состоятельный  фарисей и ещё более богатый – сборщик податей, чиновник римской империи,  должностное лицо – мытарь.
Фарисей мытаря презирает. Современному  человеку это чувство вполне должно быть понятно. К сожалению, нам  свойственно ненавидеть тех, кто богаче нас, завидовать, обзывать их  "ворами", презирать.
Посмотрите вокруг себя: скольких людей и в  мыслях, и в словах, а порой даже и письменно, мы обзываем, обвиняем,  ненавидим, презираем потому, что они богаче, чем мы.
"Уж я-то точно  не таков как он!" – сколько раз каждый из нас подумал так, глядя на  какого-нибудь бизнесмена, политика или даже просто соседа, у которого  машина лучше, чем у меня.
"Уж я-то совсем не такой как он, которого только что показывали по телевизору! Пощусь два раза в неделю..." и т.д.

И звучат у нас в душе слова фарисея по нескольку раз на дню.
А надо что сказать? 

«Боже милостив, буди мне грешному!..»
М. Возлядовская

Положим  руку на сердце и признаемся: фарисейством пронизано всё. Мы хотим не  быть, а выглядеть. Эта притча фундаментальна, так как она нас самех...
***
Ещё хотелось бы слова архимандрита Мелхиседека (Артюхина) добавить к сказанному:

"Весь  парадокс нашей жизни заключается в том, что все мы, включая и меня,— мы  хуже фарисея и хуже мытаря, потому что мы не то и не другое. Это было  бы для нас слишком похвально: фарисей или мытарь. Фарисей исполнял  заповеди Божьи, но при этом он гордился. А мы заповеди не исполняем,  пальцем о палец не ударяем, но фарисейская гордыня есть в каждом из нас!  Мытарь был сборщиком налогов. Он безсовестно и безчестно обирал людей и  выжимал из них последние соки, то есть пользовался другими людьми. Но  когда до него это дошло, он образумился и осудил всю свою жизнь. Мы же,  как мытарь, пользуемся другими людьми, но при этом отнюдь не восходим в  покаяние мытаря..."

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded